ТОП-10 зданий, органично вписанных в ландшафт

Здания, органично вписанные в окружающий ландшафт – это тренд современных веяний в архитектуре. Такой всплеск интереса к органической архитектуре обусловлен желанием человека стать частью окружающего мира. Он устал от суеты, пресытился видами однотипных городских многоэтажек и стоянием в вечных пробках. Поэтому все больше архитекторов в своих проектах поддерживают идею “eco-friendly”. Основные признаки современной органической архитектуры – это низкий силуэт, использование экологичных материалов, покрытая ковром трав крыша, обилие остекленных или зеркальных поверхностей – и это далеко не все атрибуты. Мы подобрали для вас самые необычные здания, мастерски интегрированные в ландшафт их авторами.

Авторы – студия OA+
2019 г.

Холмистая местность, в которой расположился жилой дом Carmen, окружена со всех сторон лесом. Окружающие пейзажи и определили идею постройки – резиденция очень аккуратно вписана в ландшафт и словно вырастает из склона горы на высоте 2550 м. над уровнем моря.

Использование при строительстве дерева, глиняного кирпича адобе и бетона помогли достигнуть полной гармонии. Кроме того, они способны выдержать испытание временем и позволят наблюдать естественную адаптацию дома по отношению к ландшафту на протяжении поколений. Эти же материалы используются и в интерьере дома, придавая ему теплую атмосферу и деревенскую эстетику. Из панорамных окон открываются захватывающие виды.

Авторы не только устроили на крыше травянистые настилы, выполняющие функцию дополнительной маскировки, благодаря которой сверху строение можно вовсе не заметить, но и разбили живописный сад прямо внутри дома.

Casa Carmen имеет площадь в 650 кв. м, состоит из трех частей, расположенных Z-образно. Такая планировка помогает укрывать сады и террасы от сильных ветров, типичных для этой местности, а также от любопытных глаз. Все зоны пронизаны единой экологической тропой, проходящей сквозь дом и ведущей к расположенному поблизости заповеднику с густыми зарослями местных деревьев и ручьем, спускающимся с горы.

Apfelhotel Torgglerhof. Сальтузио, Южный Тироль, Италия.

Авторы – noa* network of architecture
Расширение: 2020 г.

Apfelhotel Torgglerhof расположен в устье долины Пассейер. История создания отеля в этой местности своими корнями уходит в культуру выращивания яблок. Люди, приезжая насладиться пейзажами и садами, желали здесь задержаться, пообщаться и отдохнуть. Так и появился отель, постепенно ставший местом для семейного отдыха, релаксации, занятий спортом, прогулок и пикников.

Архитектурное бюро noa* в 2014 году выиграло конкурс на расширение гостиницы, реализация проекта до сих пор осуществляется и проходит в несколько этапов.

За оригинальным амбарным фасадом теперь прячется производство Apfelhotel – разнообразные деликатесы, созданные на основе домашних яблок. Неподалеку построен оздоровительный комплекс изогнутой формы, а на территории отеля появилось 18 новых номеров “люкс”, спроектированных таким образом, чтобы они идеально вписывались в сельский ландшафт и дополняли фермерский двор.

Отель напоминает огромный благоухающий сад, в котором скрываются маленькие домики. Бетонная конструкция нового спа-центра утопает в растениях, часть крыши и стен комплекса спрятана под слоем мха и травы, создается ощущение, что он словно вырастает из-под земли.

Забронировать номер в отеле можно не меньше, чем на 4 ночи, которые обойдутся примерно в 950 евро за самый недорогой стандарт.

Авторы – художник Kamin Lertchaiprasert и бюро Wallasia Ltd
2018 г.

No Sunrise No Sunset – это завораживающий павильон-инсталляция, придуманный тайским художником Kamin Lertchaiprasert, чьи работы входят, например, в коллекцию музея Гуггенхайма. Для создания павильона для первой в Таиланде художественной биеннале, проходившей в Краби, он сотрудничал с архитектором Suriya Umpansiriratana из бангкокской компании Wallasia Ltd. Тема Биеннале “край Страны Чудес” требовала, чтобы все произведения искусства были созданы, чтобы подчеркнуть изумительную природу и культурный контекст провинции Краби. Зеркальный павильон, который авторы называют пещерой, расположился на берегу Андаманского моря в конце пляжа Ао Нанг, где местные любители часто наблюдают закат солнца. No Sunrise No Sunset создает дезориентированное ощущение и заставляет посетителя быть очень осторожным, ступая по низким бетонным ступеням, ведущим в пещеру.

Этот проект представляет собой специфическую параллель между миром абсолютной истины и миром иллюзий. Осознание состояния вневременного момента и отсутствия привязанности. Это нить между внутренним и внешним пространством (субъективным и объективным), между вами и окружающей средой. Что такое абсолютная истина? И где она находится? Это что-то внешнее? Или это уже есть в нашем сознании? Это любовь, милосердие, изменение, смерть, пустота или единство? Ни восхода, ни заката – солнце не движется, зато вращается мир. Мы видим его таким, каким хотим сами.

UCCA Dune Art Museum. Циньхуандао, Китай

Авторы – OPEN Architecture
2018 г.

На тихом пляже вдоль побережья залива Бохай на севере Китая в 300-х км от Пекина в 2018 году появился художественный музей, интегрированный в песчаные дюны, формировавшиеся здесь на протяжении тысяч лет. Изначально заказчики планировали выровнять эту часть берега под строительство музея, но архитекторам OPEN Architecture удалось убедить их создать сеть подземных галерей, сохраняющих естественный ландшафт этого уникального места. На реализацию проекта ушло три года. О том, как строился UCCA Dune Art Museum, ставший не меньшим произведением искусства, чем коллекции внутри него, читайте здесь.

Авторы – Open Platform for Architecture (OPA)
Проект: 2020 г.

Проект подземной часовни Святого Креста предложен для греческого острова Серифос. Единственный фасад часовни, имеющий форму креста, будет обращен к Эгейскому морю и послужит своего рода духовным маяком для паломников. Крестообразная форма продолжится в здании и традиционно разделит пространство на три части, но не по горизонтали, а по вертикали.

Часовня будет построена из простых материалов: дерева, стекла и бетона, гармонирующих с окружающим ландшафтом. Архитекторы OPA постарались интегрировать и перевести традиционные символы веры в современную архитектуру, создав уникальную платформу для коммуникации между традицией и инновациями.

Стиль, в котором предполагается выполнить часовню, архитекторы называют “трансцендентальным брутализмом”. По их словам, посетитель, пройдя через широкую, вращающуюся дверь (несущую ось посередине), встретится с захватывающим видом на море и духовно перенесется в торжественную и трансцендентную атмосферу.

Частная резиденция NN. Московская область, Россия

Проект: J. Mayer H. and Partner
Реализация: Alexander Erman Architecture & Design
Интерьеры: бюро сестер Сундуковых

Московская область – один из самых динамично развивающихся регионов, и новые дома в Подмосковье появляются довольно часто. Примечательно, что в последнее время среди новых зданий встречаются частные резиденции и необычные дома, построенные по проектам известных зарубежных архитектурных бюро. Самый знаменитый из них – особняк Capital Hill Residence, возведенный на Рублевке по проекту Zaha Hadid Architects. А в 2019 году берлинское архитектурное бюро J. Mayer H. und Partner построило частную резиденцию NN. Благодаря оригинальной форме цветка и озеленению крыши, здание с воздуха едва можно отличить от окружающей природы. Но это далеко не все особенности резиденции NN. В чем же они заключаются? Читайте в нашей статье.

Зеркальный павильон Liquid. Парк Серралвеш, Порту, Португалия.

Авторы – depA
2017 г.

Этот зеркальный павильон построен в роскошном парке на территории Музея современного искусства Серралвеш в Порту и практически растворен в природе.

В фасадах постройки, покрытых зеркальными панелями из темного стекла, отражаются зелень парка и водная гладь небольшого озера, делающие ее практически невидимой для прохожих. Многоугольная форма павильона является идеальной основой для проекционного пространства, позволяющей воспроизводить любые аудиовизуальные материалы, продолжая экспозицию музея.

Agg Hab. Пустыня Кларендон, штат Техас, США.

Авторы – i/thee и Roundhouse
2020 г.

Дизайнерская студия i/thee из Иллинойса и фирма Roundhouse из Лос-Анджелеса создали Aggregate Habitat – экспериментальный экодом из папье-маше. Проект, который, по словам дизайнеров, является, самой большой в мире самонесущей конструкцией из папье-маше, функционирует как прототип полуподземного дома, расположившегося в пустыне Кларендон. Сделанный из почти 200 литров клея и 122 кг бумаги, Agg Hab имеет более 6 метров в длину и 2,5 метров в ширину.

В дизайне дома нет идеальных линий, искусственных форм или цветов. Вместо этого формальный язык среды обитания следует указаниям природы: контуры куполов соответствуют выкопанной подземной части; поверхность бумаги покрыта естественным, земляным слоем. Криволинейные отверстия, проделанные в конструкции, позволяют свету просачиваться внутрь. Когда лучи проникают через проемы, они отражаются от глянцевой бумаги, создавая почти церковную среду. Люди, оказывающиеся внутри этих пространств, словно погружаются в утробо матери-земли.

Shanxiao Sales Pavilion. Чунцин, Китай.

Авторы – AOE
2019 г.

“Здание, плывущее в облаках” или “Дом в тумане” – именно так жители Чунцин называют торговый павильон Shanxiao Sales Pavilion, появившийся в 2019 году в этом китайском городе. Авторы проекта – архитекторы пекинской студии АОЕ – определили его художественную концепцию как “здание, скрытое в природе”. В чем заключается эта концепция? Зачем вокруг Shanxiao Sales Pavilion образуются клубы тумана, являющиеся полноценной частью внешней оболочки павильона? За счет чего традиционная архитектура Китая и параметрическая архитектура могут гармонично сочетаться? Об этом читайте в нашей статье.

Автор – Przemek Olczyk (Mobius Architekci)
2019 г.

Пышные зеленые крыши становятся все более распространенными в архитектурном мире, и этот великолепный дом в отдаленном районе Польши является одним из примеров. Спроектированный архитектором Пшемеком Ольчиком из Mobius Architekci, Green Line – это потрясающий семейный дом, почти полностью скрытый в ландшафте и покрытый толстым слоем зелени. Над поверхностью земли выступает только скатная крыша. Фронтон оформлен деревянными ламелями, что является отсылкой к традициям местной жилой архитектуры. Еще один намек на здешние традиции – уникальная Г-образная планировка дома, вдохновленная местными фермами.

Однако, больше, чем просто приятная глазу эстетика, впечатляет устойчивость архитектуры. Простая интеграция дома в ландшафт уменьшила потребность в кондиционировании воздуха в жаркие летние месяцы и в тепле в холодные зимы.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И УСТОЙЧИВОСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

По мере развития крупных городов и связанного с их ростом заметного ухудшения состояния окружающей среды осознание человеком экологических приоритетов становится все более необходимым. В результате динамичного процесса урбанизации и не всегда рационального использования природных ресурсов многие города, в первую очередь – крупнейшие промышленные центры России, подошли к началу третьего тысячелетия в состоянии далеко не благополучном с точки зрения экологии.

Высокая концентрация различных видов человеческой деятельности, создав ряд безусловных преимуществ, привела, тем не менее, к нарушению оптимального баланса между естественными и искусственными компонентами городской среды. Все ближе подступая к критической черте, за которой процесс ухудшения состояния биосферы становится неконтролируемым, города испытывают острую необходимость всемирного поддержания и максимального увеличения природной составляющей среды.

В связи с этим заметно возрастает необходимость комплексного исследования урбанизированных и природных систем с последовательным анализом их элементов, влияющих на устойчивость среды в целом.

Не ограничивая свое внимание на разработке новых, безопасных в экологическом отношении технологий, и принятии необходимых правовых документов природоохраняемой направленности, зарубежная практика последних десятилетий продемонстрировала радикальное изменение представления о возможностях эффективного использования преобразованных компонентов природы в целях поддержания устойчивости среды.

Отказ от пассивного увеличения площади озелененных территорий и переход к оптимальному структурированию городских пространств с повышением их художественной выразительности и гармонизации форм, а также применение знаний в области изучения внутренних (биотических, социальных, психологических) закономерностей взаимодействия человека и окружающей среды составили основное содержание этих качественных перемен. В основном ориентируясь на реализацию новых технологических возможностей, в развитых странах ведут интенсивный поиск приемов организации городской среды на основе экологического осмысления каждого фрагмента территории. В связи с этим становится актуальным исследование в области изучения вопросов рационального использования природных ресурсов и создания условий для самоподдержания природы в городской среде.

Понимание того, что экономическая ситуация неизбежно отражается на масштабах и подходах к преобразованиям городского пространства, привело к осознанию необходимости обратится к зарубежной практике с позиции поиска ответов на многие неразрешенные вопросы отечественной действительности.

Изучение определенных закономерностей, отчетливо проявляющихся в зарубежной практике, было ориентировано на выявление основных принципов преобразований территорий и наиболее характерных приемов организации городских открытых пространств с учетом требований экологии и эстетики.

Ландшафт современного города отражает все разнообразие и противоречивость происходящих в нем процессов. Естественное расширение городских территорий и возрастание технологических возможностей преобразования природы сделали привычным изменение ландшафта города и его окружения. Особенно это проявляется в том, что из городской среды постепенно исчезает природная составляющая, т.е. озеленение, замещаясь на мощение и асфальтирование любых свободных мест, исключая возможность существования различных растений.

По мере нарастания темпов урбанизации в зонах крупнейших городов качество жизни людей все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды. Длительное накопление противоречий между искусственными и естественными компонентами городского ландшафта обусловило интенсивный поиск методов урегулирования многочисленных конфликтов в отношениях “человек – природа”. Продолжительный период доминирования “нормативного” подхода при разработке проектов новых жилых районов привел на практике к видимости благополучия в количественном измерении озелененных территорий, но в качественном отношении не смог оградить от примитивного рационализма в трактовке средств “озеленения”.

Экологизация пространства осуществляется в основном на стадии его реабилитации и в ходе эксплуатации. Профессиональные меры и средства можно подразделить на четыре группы:

2) технологические и функционально-эксплуатационные;

3) формально композиционные;

Первая группа направлена на повышение экологического качества среды и включает оптимизацию пространства за счет рациональной планировки, озеленения, благоустройства упорядочения транспортных потоков, зонирования. Сюда же относятся природоохранные мероприятия, сохранение и введение элементов природы (растений, животных, насекомых, обитателей воздушного и водного бассейнов), благоприятно влияющих на человека. Это метод сохранения “компенсирующей природы” за счет экологической реставрации, реабилитации и реутилизации.

Вторая группа мер связана с применением современных технических средств экономии энергии, уменьшения загрязнения, повышения комфорта и безопасности, а также использование альтернативных источников энергии и безотходных технологий,. примерами которых могут служить такие приемы как:

– предотвращение разрушения экологии города за счет реализации “защитной реакции” природы и выбора необходимых технологических и эстетических решений, обеспечивающих ее устойчивое поддержание. Одной из таких задач является поиск разумного компромисса между устройством сплошного или “прозрачного”, проницаемого для воды покрытия;

– сбор воды в процессе выпадения осадков и подачу ее на вторичное использование, как это делается во многих европейских странах. При этом должны быть разграничения по сбору воды с крыш зданий, с тротуаров и дорог. Вода с крыш поступает в резервуар-накопитель и затем идет на вторичное использование в санузлах, а вода с городских улиц идет на технические нужды города, мойку дорог и тротуаров, поливку клумб, газонов и зеленых насаждений. Организация стока воды через решетчатые или “разряженные” покрытия с поддержанием естественного роста растительности на максимально возможной поверхности;

– создание ландшафта в городском пространстве с использованием строительного мусора. Формирование ландшафта с помощью строительного мусора и затем создание на его поверхности плодородного слоя земли;

– повышение пространственного ресурса архитектуры и уменьшение плотности пространства включающие в себя освоение различных природных сред: акваторий, подземного и подводного пространства, создание искусственных поверхностей земли.

Для использования наземного и подземного пространства целесообразно сочетание транспортного и пешеходного движения на одной улице городского центра, но расположенных в различных уровнях. Различные исследования, проведенные в этой области, показали, что предпочтительней использование для транспорта (включая парковки) подземного пространства, а надземное пространство использовать для создания искусственной поверхности земли, на которой будут располагаться прогулочные зоны и зоны отдыха. В некоторых случаях, когда невозможно предоставить уровень земли, пешеходные движения располагают под или над землей (галереи, мосты и другие сооружения), тем самым ограждая население города от шумового и психологического воздействия транспорта. Развитие подземной урбанистки на современном технологическом уровне позволяет расширить жизненное пространство человека.

Читайте также:  Какой программой воспользоваться для проектирования интерьера новичку?

Нужно не забывать об освоении третьего измерения – вертикали. Освоение крыш зданий и сооружений, балконов, террас и их озеленение способствует стиранию границ между архитектурой и природой, что благотворно влияет на человеческую психику и восприятие окружающей действительности. Использование озеленения поверхностей крыш зданий и сооружений в крупном городе обладает немалыми возможностями в плане оздоровления городской среды и улучшения многих микроклиматических показателей, в частности, для противодействия образованию так называемого “острова тепла” с негативными последствиями в виде аккумулирования в нижнем слое атмосферы вредных выбросов промышленности, сопровождающихся повышением температурного режима приземного слоя воздуха.

Богатым полем для создания благоприятной экологической обстановки в городе являются: реконструкция городских площадей, парков и других буферных пространств города, а также рекультивация различных бывших сельскохозяйственных и промышленных территорий. Многие проявления жизнедеятельности людей в зоне влияния современного города, в том числе, такие как промышленное и сельскохозяйственное производство, развитие транспортной инфраструктуры зачастую существенно меняют состояние окружающей среды. В то же время, освоенные ранее в экстенсивном режиме территории аналогичного назначения утрачивают начальные функции, превращаясь в заброшенные участки городского ландшафта со следами техногенного воздействия. Примером таких территорий могут служить въездные пространства в город вдоль железнодорожных направлений, где кроме многочисленных наслоений застройки самых разных периодов и назначений остаются неиспользованными обширные территории без видимых признаков рационального использования. Задача заключается в том, чтобы с помощью компонентов “второй” природы контролировать и эффективно регулировать степень разрушающего воздействия каждого из техногенных объектов на городскую среду в источнике возникновения дополнительных напряжений.

Третья группа – работа с формой. Она включает средства и приемы экологической адаптации и гармонизации форм, синтезируемые в композиционной деятельности. Средства композиции влияют не только на физические, но и на психологические и энергоинформационные качества среды. Пространство ограничивают поверхности, которые взаимодействуют друг с другом через энергоинформационные поля. Свет, цвет, энергия рассеиваются, отражаются или поглощаются поверхностями. В этот процесс вовлечены и такие естественные средства композиции как текстура и фактура материала, с помощью которых можно визуально разграничить или изолировать пространство, показывая тем самым различные функции его использования, или в целях повышения его художественно-экологического качества.

Четвертая группа мер направлена на формирование у человека чувства уместности, естественности, единства с окружением. Выявление лирических, поэтических образно-эмоциональных качеств пространства способствует его одушевлению и единению с человеком на духовном уровне. Для этого применяются различные средства, в том числе, художественно-образного плана. Это имитация природных форм – прямая в виде муляжей, диорам, изображений или опосредованная конструктивно, структурно или пластически. Кроме имитации применяется образная трансформация – в случае, если источником архитектурного образа служат формы природы. Прием переноса пластики естественных средовых форм на архитектурное пространство можно обозначить как “экоморфизм”. Это композиции, отражающие пространственную структуру леса, горной местности, песчаной пустыни и других ландшафтов. Изменение соотношений площадей, занятых различными видами растительности в городской среде и асфальтированными поверхностями, составляет один из существенных аспектов влияния на микроклимат территории. Вопрос заключается не только в необходимости сохранения фрагментов природного ландшафта, включаемых в планировочную ткань города, но также в создание развитой системы мозаичных озелененных участков, разбивающих обширные асфальтированные поверхности городских улиц и площадей, селитебных, промышленных и транспортных территорий.

В процессе проектирования указанные приемы экологизации пространства предусматриваются на стадиях предпроектного анализа и разработки концепции, в процессе композиционного поиска. Эти приемы дополняют арсенал архитектора и применяются на основе использования нормативной, естественнонаучной и технической информации. Взгляд на практику развитых стран дает достаточно оснований утверждать, что вместо обострившегося конфликта между технологией и природой в большинстве случаев найден разумный компромисс, когда технологические достижения используются для возвращения динамического равновесия между искусственными и естественными компонентами городского ландшафта.

Задачи ландшафтной архитектуры.

Основные понятия. Природный и антропогенный ландшафт. Городской ландшафт. Рекреационный ландшафт. Классификация объектов ландшафтной архитектуры – 2 часа ( 1 )

Садово-парковое искусство – основа ландшафтной архитектуры. Понятие сад и парк. Особенности развития садово-паркового искусства. Связь садово-паркового искусства с философией, литературой, архитектурой.

Под ландшафтной архитектурой понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни

Формированием среды открытых пространств занимается ландшафтная архитектура. На протяжении многих тысячелетий (фактически с появлением оседлого образа жизни), человек постоянно изменяет природные свойства некоторых ландшафтов. Однако термин « ландшафтная архитектура» появился в середине 19 века в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города, гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градостроительных решений. Начиная от постановки здания на участке и кончая создания крупных планировочных образований. Развитие ландшафтной архитектуры, расширение круга ее объектов и задач привело к выделению в ней самостоятельных направлений, определились две тенденции – ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура (ландшафтный дизайн).

Ландшафтное планирование – решает общие проблемы формирования среды, в различных аспектах в масштабах страны, региона, включающих в себя градостроительные, географические, демографические, экологические, социальные, эстетические и другие вопросы.

Ландшафтная архитектура – детальная организация непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм, инженерного благоустройства, главное в этой тенденции – достижение органического слияние этих разнообразных элементов с учетом существенной роли фактора эстетического воздействия на человека.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно – пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта, т.е. ландшафтный дизайн, следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых пространств антропогенных ландшафтов. Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, архитектуры и представляющего один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Несколько слов о значении ландшафтной архитектуры в современных условиях. Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств – природных и урбанизированных территорий. Очень часто можно видеть безликую застройку, где игнорирование законов композиции, колористики, появление одинаковых, скучных и безликих многоэтажных домов, ликвидация озелененных дворовых пространств, формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека, вызывая серьезные медицинские проблемы, такие как депрессии, нервные перегрузки, стрессы. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование «культурных ландшафтов». Растительность, рельеф, водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной средой, эмоционально поддерживающей человека.

Ландшафтная архитектурапредставляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого природные компоненты и искусственные объекты, среда при этом должна обладать всеми необходимыми функциональными, эстетическими, экологическими свойствами. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие:

· Функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

· Преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей;

· Эстетика детального внешнего благоустройства.

Причем основная цель состоит в том , чтобы найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Разберем содержание основных понятий.

Ландшафт – природно-территориальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом, и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв, биоценозов.

Биоценоз– совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема. Понятие о биоценозе лежит в основе Экологии – науки о закономерностях взаимоотношений организмов (растений, животных, а также человека как биологического существа) и среды их обитания.

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.

Природный ландшафт – значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер и не носящие следов деятельности человека, например лесные массивы, долины рек, горы и др. Ландшафтная архитектура имеет дело с природными ландшафтами, когда объектом ее деятельности становятся заповедные и другие ненарушенные территории, например при проектировании национальных парков.

Антропогенный ландшафт – это ландшафт созданный человеком в процессе его деятельности (сельский, промышленный, урбанизированный). Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, называют ландшафтной сферой.

Объекты ландшафтной архитектуры разнообразны, их можно разделить по различным признакам:

– функциональному назначению (центр отдыха или историко-культурный заповедник)

– ландшафтно-генетическому происхождению (природный парк или водно – зеленый диаметр города)

– градостроительным параметрам (загородный лесопарк, территория жилой застройки)

При градостроительном проектировании существует масштабный уровень объектов.

национальные парки и заповедники; системы озеленения территорий города и пригородные зоны; крупные зоны отдыха и рекреационно-планировочные районы; зеленые лесопарковые пояса вокруг города;

центры отдыха на «пороге» города; городские и загородные зоны массового отдыха; историко-культурные и историко-архитектурные заповедники; городские парки; лесопарки, лугопарки, гидропарки; парки – памятники садово-паркового искусства; курортные парки;

сады, скверы, бульвары, набережные, пляжи, территории школ, детсадов, больниц, учреждений, предприятий.

Важной разновидностью антропогенного ландшафта является «культурный ландшафт» – ландшафт, который создан целенаправленно и отличается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (в отличие, от ландшафтов акультурных, возникающих в результате нерациональной деятельности, утратившие способность воспроизводства здоровой среды. Это – пустыри, территории нарушенные добычей полезных ископаемых, гибнущие под влиянием химических загрязнений леса, зараженные сточными водами реки.) Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.

Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафтсформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной деятельности. Он характеризуется сложным взаимосвязанным сочетанием, природных и искусственных компонентов – жилые, общественные, производственные здания, сооружения инженерные, транспортные, энергетические, элементы благоустройства и т.д.

Хотя каждый городской ландшафт имеет свои размеры, границы, он представляет собой не изолированное явление, а развивается как часть окружающей его среды, как составной элемент ландшафта более высокого порядка – агломерации городов, взаимосвязанной системы расселения, региона. Вместе с тем ландшафт города сам неоднороден и состоит из ряда составляющих: селитебной территории, промышленных районов, курортных или рекреационных зон и т.д.

Единство основных природных и антропогенных ландшафтных составляющих может обеспечить благоприятную экологическую среду. Характер и степень преобразования природного ландшафта, наличие многоэтажной или малоэтажной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие – все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

Развитие городского ландшафта радикально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искусственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в тоже время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Кроме этого городской ландшафт может рассматриваться и как произведение градостроительного и архитектурно – ландшафтного искусства, основанного на гармоничном единстве живой природы, инженерного творчества, архитектуры. Городской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функционально – бытовым требованиям человека.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на:

– сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады)

-«техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработки полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта)

Особое значение имеют места массовой рекреации (отдыха) населения.

Рекреационный ландшафт – это природный ландшафт, предназначенный и преобразованный для рекреационной деятельности.

Рекреационные нагрузки – это посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 гектар.

Устойчивость природного комплекса – его способность противостоять рекреационным нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовосстановлению. Так, нагрузка на пригородный, лесной массив превышающая 8 человек на 1 гектар, может привести его в состояние депрессии, выраженной в ухудшении состояния биоценозов, уплотнению почв, гибели подлеска и подроста, исчезновения фауны, обеднению эстетического облика.

Например: 40 -50 летние березовые рощи на плато с песчано-супесными, влажными почвами выдерживают нагрузку до 9 человек на гектар, а полновозрастные сосняки на сухих песчаных почвах не выдерживают нагрузки 2 человека на гектар. Поэтому должны существовать заповедные ландшафты.

К ним относятся:

Заповедники (строго охраняемые законом пространства, участки природы, изъятые из сферы хоздеятельности в научных целях).

Заказники (участки, в пределах которых постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хоздеятельности в целях охраны одного или нескольких экологических компонентов, биоценозов).

Национальные парки (обширные территории, включающие особо ценные в научном, эстетическом отношении ландшафты, предназначенные для охраны природы и туризма).

Памятники природы и достопримечательные ландшафты (охраняемые территории небольшого размера, такие как, водопад, группа деревьев, скалы, старинные усадьбы, связанные с историческими лицами и событиями).

Развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям:

Первое связано с овладением экологического метода проектирования при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраняется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их.

Второе направление – формирование искусственного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфические формы отдыха, спорта не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот путь находит применение при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Сейчас мы проанализируем непосредственную основу ландшафтной архитектуры – садово – парковое искусство.

Садово – парковое искусство – это не только этап в развитии ландшафтной архитектуры, но и фундамент, опираясь на который она продолжает свое развитие.

Специфика садово – паркового искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа, рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ, составляет суть садово–паркового искусства. Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков.

Садово–парковое искусство – это синтез идейно – художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.

Идейно – художественная концепция отражает стиль эпохи, а архитектура определяет объемно – планировочные принципы и приемы, используемые при создании садов и парков. От живописи садово–парковое искусство берет изобразительность, от декоративного искусства – законы имитации пространства, от литературы – эмоционально – ассоциативный подход – семантику, от садоводства – «строительный материал» растения как воплощение изобразительности и полезности, средство имитации природы.

Читайте также:  Кухонные полотенца своими руками — идеи

Сады и парки как форма синтеза природы и различных искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющее в каждую эпоху отношение человека к природе.

Новая форма произведения садово–паркового искусства возникала тогда, когда появлялись соответствующие общественно – экономические и культурно – исторические условия.

Несколько слов о терминах «сад» и «парк».

Сад – участок с культивирующими растениями. Садово – парковое искусство имеет дело с садами, предназначенными для отдыха и состоящих из древесных насаждений, цветников, аллей, декоративных водоемов, беседок, скульптур, и т.д (до 18 века в России сад назывался «вертоград», «огород»).

Термин «парк» – имеет английское происхождение. Вначале «парк» противопоставлялся регулярно устроенному «саду» как достаточно крупная естественная роща с живописными аллеями, полянами, водоемами свободных очертаний. Позже смысловые различия терминов стали менее определенными. Под словом «парк» стали понимать любую обширную территорию, благоустроенную и украшенную (скульптура, М.А.Ф.), предназначенную для отдыха под открытым небом. Парк может включать в себя несколько малых садов.

Как уже говорилось, садово–парковое искусство возникло на заре цивилизации. Вероятно, первоначальными объектами, на основе которых впоследствии формировались историка – культурные ландшафты, были сакральные урочища, они служили местами отправления культовых обрядов. Эти места тщательно охранялись и сберегались в неприкосновенном виде. В качестве сакральных урочищ выбирались объекты природы, выделяющиеся особой красотой. В частности синтоиская религия в Японии с древних времен и до сих пор обожествляет камни, озера, водопады и отдельные деревья. В Ветхом Завете, помимо упоминания о божественном райском саде, неоднократно отмечались священные рощи, горы и т.д. В странах с различной культурой, географически удаленных друг от друга, сады ассоциировались с раем.

Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношения человека с природой. Искусство всегда есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово–парковом искусстве оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер. В садово–парковом искусстве материалом служит не только растительность, но и другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении.

Особенность садово–паркового искусства в том, что сады и парки теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев с укладом жизни современников.

Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, для молитв и благочестивых бесед, для приема гостей, для официальных приемов, для интимных свиданий, для физкультурных занятий и т.д. в каждую эпоху посвоему.

Сад не мертвый, функционирующий объект искусства. Истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению и вкусу (плодово–ягодные растения), слуху (птицы, шумящие водопады, концерты в саду), обонянию (душистые цветы, травы, деревья, ощущениям (перемены погоды, сезонные перемены) так чтобы все доставляло в саду наибольшее наслаждение, чтобы в садах дать человеку повод для глубоких философских размышлений, раздумий и поэтических мечтаний.

Сад – подобие Вселенной, высшее значение сада – Рай. Сад составляет самое чистое из всех человеческих наслаждений. Сад должен быть источником радости.

В современной жизни именно сады и парки получили еще большее значение, чем в прежние времена, и являются в настоящий момент одними из основных компонентов в системе городского и загородного отдыха, курортного строительства, а также единственными в городе представителями природных комплексов. Их ландшафтная архитектура сформировалась на основе древнего садово–паркового искусства, насчитывающего несколько тысячелетий, и современное ландшафтное проектирование сформировано на имеющихся исторических традициях. Поэтому чтобы запроектировать полноценный культурный ландшафт (садово–парковый, селитебный, промышленный, и др.) необходимо подробно и обстоятельно исследовать историю развития садово–паркового искусства, изучить его основные направления.

GARDENER.RU ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Садово-ландшафтные новости на Facebook

Ближайшие события

Итоги VII Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому искусству

Национальная премия – это самое престижное и важное событие для профессионального сообщества ландшафтных архитекторов России. Вместе с выставкой работ претендентов на присуждение этой профессиональной награды в программу фестиваля были включены различные мероприятия деловой программы – конференция, лекции, круглый стол, мастер-классы, экскурсии. В составе жюри, возглавляемого Ларисой Канунниковой, признанные в России и в мире профессионалы – Дзе Ху (КНР), Анна Аксёнова (Беларусь), Тинатин Химшиашвили (Грузия), Мохаммед Моталеби (Иран), Хелена Гутмане (Латвия), Хайнер Родел (Швейцария), Марина Флит, Вера Фролова, Любовь Агудина, Татьяна Гук, Владимир Теодоронский.

Премия учреждена Общероссийской общественной организацией ‘Ассоциация ландшафтных архитекторов России’ и Общероссийской общественной организацией ‘Союз архитекторов России’ совместно с Региональной общественной организацией ‘Московское объединение ландшафтных архитекторов’ и Межрегиональной общественной организацией ‘Союз Московских архитекторов’.

Премия организована при поддержке Клуба партнеров Ассоциации АЛАРОС, Санкт-Петербургского объединения ландшафтных архитекторов, Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии (ГИПЛИ), Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ), Национальной ассоциации ‘Возрождение исторических садов и парков’, Совета по экологическому строительству, Национального агентства устойчивого развития, являющихся официальными Партнерами Премии.

Премия – это ежегодный конкурс и выставка, отражающие современные достижения России в области ландшафтной архитектуры и строительства. В этом году в полтора раза выросло количество участников Фестиваля и существенно расширилась география – в конкурсе вместе с традиционно широко представленными Москвой и Санкт-Петербургом участвовали ландшафтные архитекторы из таких регионов, как Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Тамбовская, Тюменская области, Пермский край, Удмуртская республика, Республика Крым. Важно отметить, что в конкурсе в этом году участвовали и иностранные коллеги, выполнившие проекты на территории нашей страны – LAND Milano из Италии и WES GmbH из Германии.

Традиционно представляем работы участников конкурса на Национальную премию в соответствии с занятыми ими местами.

Лучший общественный реализованный объект площадью менее 1 га

Серебряный диплом
Парк Garden Hall, АО ‘Ривьера’, Садовый центр Imperial Garden

Бронзовые дипломы
Сады Подмосковья ‘Яблоневый сад’, Муниципальное бюджетное учреждение ‘Комбинат по благоустройству и озеленению’.

Проект ‘Арт-Тропа России’, Муниципальное учреждение Администрация городского поселения Хотьково

Другие работы в данной номинации

Сквер ‘Романовский’, Домостроительный комбинат, ООО ‘Вишневый сад Элит’

Лучший общественный реализованный объект площадью более 1 га

Золотой диплом

Бронзовый диплом
Парк Горького. Итоги пятилетки 2011-2016. ‘Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького’

Лучший общественный нереализованный проект площадью менее 1 Га

Золотой диплом

‘Сад памяти’. Проект памятника погибшим 31 октября 2015 года в авиакатастрофе в Арабской республике ‘Египет’, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Кафедра дизайна архитектурной среды.

Серебряный диплом

Бронзовый диплом
Объекты Новосибирска и других городов, Чаплыгин Михаил Филиппович

Бронзовый диплом
Проект сквера в Сергиевом Посаде, BUGAEV Parks & Gardens

Лучший общественный нереализованный проект площадью более 1 Га

Золотой диплом

Бронзовый диплом
Проект планировки и ландшафтного обустройства городского парка ‘Старое русло’, Исполнительный комитет МО г. Казань, Республика Татарстан, ЗАО ‘Арт-Проект’, КГАСУ, НПЦ ‘Интерра’

Другие работы в данной номинации

Лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального назначения

Золотой диплом
Викторная оранжерея, Ботанический сад МГУ ‘Аптекарский огород’

Бронзовый диплом
Не присуждался.

Лучший нереализованный проект ландшафтной архитектуры социального назначения

Бронзовый диплом
Не присуждался.

Другие работы в данной номинации

Лучший нереализованный проект особо охраняемой природной территории

Бронзовый диплом

Другие работы в данной номинации

Сад Розы, Никитский ботанический сад, г. Ялта, Республика Крым,Никитский ботанический сад – Национальный научный центр РАН’.

Лучший реализованный объект комплексного благоустройства жилой среды

Золотой диплом
Жилой комплекс ‘Микрогород ‘В лесу’, ООО ‘Илья Мочалов и Партнёры’

Этапы ландшафтного проектирования

Ландшафтное проектирование выполняют, соблюдая некоторую последовательность работ.

Предпроектные работы

На подготовительном этапе собирают исходные данные.

Геодезия. Геодезическую съемку проводят, чтобы точно определить площадь, форму, размеры территории, обозначить высотные отметки рельефа, расположение объектов на участке. Результат геодезической съемки становится основой для будущих чертежей и эскизов.

Данные об инженерных сетях. Расположение кабелей, трубопроводов учитывают, планируя работы, располагая объекты благоустройства и озеленения на участке. Они особенно важны для проектирования систем уличного освещения, автополива, дренажа, ливневой канализации.

Анализ почвы. Выполняется, чтобы спланировать последующее озеленение. Важен механический состав грунта, его кислотность, содержание органики, минеральных элементов. Дополнительно учитывают увлажненность, проницаемость почвы, характеристики подземных вод.

Другие сведения. Если на территории есть водоемы, собирают информацию об их состоянии. На подготовительном этапе анализируют геологические условия, существующее озеленение территории, ее статус и т.п.

Чем больше сведений об участке будет собрано на предварительном этапе, тем точнее будет выполнено проектирование, тем меньше сложностей будет возникать при реализации разработанного проекта.

Разработка архитектурно-планировочного задания

Оно описывает основные требования к готовому проекту, содержит общую информацию:

Эскизное проектирование

На основе архитектурно-планировочного задания формируют идеи возможных художественных образов территории, концепции ее оформления. Художественный замысел должен согласовываться с архитектурой зданий на участке, с планами по его использованию, с исходными условиями на нем.

Дизайнер обсуждает выбранные концепции с заказчиком, уточняет их, конкретизирует общие планировочные решения, используемые выразительные средства. На основе этой информации составляют эскизный проект.

При подготовке эскизов определяют состав проекта, разрабатывают общие чертежи (основа для генплана), выполняют визуализацию. Готовые эскизы позволяют оценить, как будет выглядеть участок, какую он будет иметь функциональность.

Подготовка рабочей документации

На основе выбранного эскиза разрабатывают рабочую документацию. Такую разработку выполняют поэтапно.

Генплан. Основной чертеж, на котором отмечают границы участка, расположенные на нем капитальные строения и сооружения, планируемые объекты озеленения и благоустройства. Генеральный план может сопровождать 3D или 2D визуализация.

Разбивочный чертеж. Дополняет генеральный план, представляет размеры объектов на территории, расстояния между ними, схематично изображает все элементы в составе проекта.

План площадок и тротуаров. Отдельный блок документации. Чертежи обозначают расположение и границы дорожек, площадок, подъездных путей. Их дополняет описание конструкций одежд дорожных покрытий.

Вертикальная планировка. Документация по высотам объектов на участке. Определяет требования к выравниванию и профилированию грунта, к высоте элементов озеленения и благоустройства (живых изгородей, деревьев, беседок и др.).

Проекты инженерных систем. Документация по устройству дренажа, ливневой канализации, системы автополива, уличного освещения. В составе — графические планы, чертежи, технические требования, описание материалов, оборудования, комплектующих.

Дендроплан. Графический план озеленения. На чертежах отмечают существующие ценные растения, которые нужно сохранить, малоценные растения (подлежат удалению), растения, которые будут сажать на участке. Дендроплан — развернутый раздел проектной документации, в который включают перечетную ведомость имеющихся растений, описание и требования к посадочному материалу, информацию о порядке работ по озеленению.

Дополнительная документация. Содержит информацию по требованиям к обустройству водоемов, мостиков, спортивных площадок, барбекю с очагом, других сооружений.

Сметная часть. Раздел, в котором перечисляются и описываются используемые материалы, комплектующие, саженцы, готовые конструкции и оборудование. В смете приводится список работ, которые нужны для реализации проекта, указываются их цены. Расчеты в смете обосновывают расходы на благоустройство и озеленение. В этом разделе рассчитывается общая стоимость работ и материалов.

План организации работ. Определяет очередность, порядок и сроки проведения работ с указанием точных дат, требования по снабжению объекта спецтехникой, посадочным материалом и пр.

Компания «Гринтэк» выполняет ландшафтное проектирование в описанном порядке. Возможно проведение отдельных этапов работ (проектирование инженерных систем, малых архитектурных форм, подготовка эскизов и т.п.). Разработка проектной документации проводится с соблюдением актуальных строительных норм, правил землепользования, существующих для конкретной территории ограничений.

Минимализм в ландшафте:для тех, кто любит сдержанность и лаконичность.

История стиля.

Своё происхождение как стиль минимализм берет в начале 20-х годов XX века. Правда, минимализм это скорее не отдельный стиль, а направление в современном искусстве. Если быть точным, то появился он в 1917 году благодаря образовавшемуся в Лейдене (Нидерланды) обществу художников «De Stijl» (Стиль нидерл.). Оно вывело концепцию нового стиля – ясность, конкретность, инженерная чистота. Эти принципы получили одобрение у художников, архитекторов и скульпторов. При всем при этом самое большое влияние на развитие минимализма оказала японская культура и дизайн. Её тенденции проникли на запад после Второй мировой войны. На тот момент произошла пресыщенность декоративными компонентами, а появление и внедрение новых технологий, формирование новых философских течений диктовали воплощение в дизайне. Для известных архитекторов того времени девизами стали «Меньше, значит больше» и «Делать больше при меньших затратах». И поначалу минимализм проявлялся в живописи и архитектуре, и уже с течением времени он нашел своё выражение и в ландшафтном дизайне.

Современный минимализм – это объединение простоты компонентов и строгости форм. Минимализм в ландшафтном дизайне представляет собой синтез западных течений прошлого века (конструктивизм, функционализм) и древних эстетических традиций Японии (карэсансуй). В минимализме преобладают природные мотивы и натуральные сдержанные цвета, гармоничное сочетание естественной природы с организованностью и четкой функциональностью. В основе стиля лежат геометрически правильные очертания. Но, геометрия, в отличие от регулярного стиля не заключается в симметрии, тут она означает четкую композицию.

Как понятно из названия “минимализм” – это все по минимуму, минимум линий, минимум цветовой гаммы, минимум деталей. Единственное чего в этом стиле максимум – это пространства и света.

Принципы построения

Философия минимализма основана на трех принципах — геометрия, простота, простор. И так обо всем по порядку.

Геометрия. В минимализме она подразумевает строгие формы и геометрическую завершенность всей композиции. Основные акценты – размер, чёткие формы и линии. Форма и линия каждого фрагмента планировки чётко очерчена. Так, например, дорожки и тропинки в саду должны обладать строгой и ограниченной геометрическими правилами формой. Они не должны извиваться или быть необычными. То есть, каждая линия и форма имеют чёткость, а это значит, что в минимализме нет места извилистым и сложным формам. Абстрактную форму может иметь только декор.

Простота и простор. Они говорят сами за себя. Так минимализм подразумевает минимум цветов, минимум выразительных и зонирующих элементов, что зрительно расширяет участок. Зонирование как бы условно, оно осуществляется за счет естественных или искусственных перепадов уровней, обустроенных ступенями и подиумами. Участок словно напоминает сад-студию.

Минимализм подразумевает минимум строений для хозяйственных нужд. Использование только одного материала в декоре сада. Сдержанная цветовая гамма.

Особой красочностью сад в стиле минимализм похвастаться не может, ведь при выборе растений для него большее значение имеет форма, нежели цветение. Все элементы и материалы на участке должны быть выдержаны в спокойных тонах, которые не отвлекают на себя внимания.

Читайте также:  Квартира в современном классическом стиле

При проектировании сада в стиле минимализма стоит помнить, что это не только набор строго очерченных элементов, собранных на одном участке. Здесь имеет значение объединение, их в целую, единую, завершенную композицию, сохраняя обособленность каждого из них. Наверное, в этом и заключается основная трудность проектирования подобных садов. Вторая задача — это соблюдение меры, т.е. нужно отбросить все лишнее, ненужное, сохранить только то, что находится на своем месте, чтобы не перегрузить композицию.

Цель и значение сада

Девиз минимализма – Минимализм или максимум комфорта кратчайшим путем.

В последние годы минимализм приобретает всё большую популярность. Он уже успел коснуться не только ландшафта, но и архитектуры, искусства, интерьера, одежды, отдыха…

Формируя пространство вокруг себя, опираясь на сдержанность и лаконичность, часто даже не догадываемся о том, что минимализм представляет собой настоящую жизненную философию. А она, безусловно, пришлась бы по душе многим из нас.

Естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная стремлению к душевному покою, внутренней гармонии, – вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни творческому методу Тициана, который использовал три краски, создавая ими свою цветовую гамму. Он говорил: – «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием». Тициан применял небольшой подбор красок при живописи, но пользовался ими в совершенстве. Так и при создании сада можно использовать ограниченное количество цветов и деталей, но владея ими в совершенстве, можно достичь максимум комфорта кратчайшим путем.

Основные элементы

Минимализм стремительно вливается в нашу жизнь. Он всё чаще встречается в искусстве, архитектуре, дизайне. Люди, уставшие от вычурности, яркости, массивности, громоздкости и суеты современной жизни стремятся к уединению и гармонии, изящной простоте и легкости форм, которые дать может только минимализм. Примеры минималистичных садов захватывают воображение. Ограниченное количество элементов не выглядит скучным и однообразным, и в этом есть своя особая красота. Такой минималистичный подход к оформлению сада позволяет сконцентрировать внимание на главном – простоте и лаконичности. Т.е. по своей сути, минимализм является не столько самостоятельным стилем, сколько тенденцией и направлением.

Так эстетическая сторона организации необходимых компонентов сада заключается в создании впечатления крайней простоты и четкой функциональности. Т.е. при использовании минимум деталей и их расположения необходимо добиться, чтобы участок, представленный в распоряжение дизайнера, зазвучал.

Водоемы, представляют собой один из основных элементов. Как правило, они прямоугольные, приподнятые, неглубокие, хорошо отражающие окружение. Вода может находиться в спокойствии или в движении. Последнее присутствует обычно в виде символического изображения ручьев или водопадов – тонкими ниспадающими водяными пленками, переливающимися через идеально ровную кромку.

Газон ― неотъемлемая часть сада в стиле минимализм. Здесь, в отличие от других стилей, отсутствуют какие-либо украшения. В минимализме газонная трава должна быть аккуратно подстриженной и ухоженной. Другие растения для минималистского сада требуют чувства меры и сдержанности. Их можно высаживать как одиночно, так и в композиции. Допустимо использование клумб, особенно если они будут слегка приподнятыми. Также используют растения для вертикального озеленения. В качестве дополнения и декора можно использовать контейнерные композиции цилиндрической или шаровидной формы из керамики или бетона

Гравийные отсыпки, позаимствованные из японского сада, прекрасно гармонируют с общим духом минимализма, сочетаются с мощением из натурального камня. Свободное место вокруг растений иногда засыпают мелким щебнем или галькой. Для мощения можно использовать бетон, как отдельные элементы, так и плиты; отесанные камни, гравий, дерево.

Последнее используется реже, однако, при правильном исполнении добавит некоторую теплоту и уют в сад. Так же дерево можно использовать для подиумов и настилов. Камни прекрасно подойдут для лестниц, ограждения бассейна. И кстати о лестницах. С их помощью соединяют перепады между уровнями. Главное не забывать о точности линий.

Цветовая палитра

Один из принципов минимализма говорит о превосходстве формы над количеством и цветом. Поэтому сады, оформленные в стиле минимализм, характеризуются сдержанными и не яркими цветами. Выбирая различные элементы оформления предпочтительнее светлые оттенки зеленого, бежевого, белого, серебристого и терракотового. Яркие акценты если и присутствуют, то в количестве не более 2-3 штук. Сдержанные тона придадут Вашему саду чувство уюта и гармонии.

Аксессуары

Без аксессуаров невозможен ни один стиль ландшафтного дизайна, невозможно и оформление участка даже без применения какого-либо стиля. Декора не должно быть слишком много, никаких излишеств, только легкие акценты. В разных частях сада можно установить какие-либо абстрактные фигуры, валуны необычной формы, зеркала, шары или светильники, контейнеры для растений — разных размеров цилиндры и кубы. Садовые лестницы также являются важным декоративным элементом: от традиционных прямоугольных ступенек до треугольных, расположенных винтообразно или со сдвигом в сторону. Изюминка – оригинальные светильники в виде шаров из металла, зеркала и инсталляция.

Светильники и мебель

Мебель. Выбирая стулья, столы, лежаки и другие предметы садовой мебели отдавайте предпочтение самым простым, незамысловатым вариантам, изготовленным из простых материалов без лишней фактурности.

Малые архитектурные формы. Пергола, навес, беседка или веранда. Строения в саду лучше объединять – веранду с площадкой под навесом или беседку с мангалом. Что касается оформления построек, следует опираться на общую композицию, все должно сочетаться.

Если территория не позволяет отделить различные декоративные элементы, установите их рядом, но обыграйте картину так, чтобы она выглядела целостно и максимально аккуратно.

Используемые растения

Ключ к созданию настоящего минималистичного сада — правильный подбор растений, облик которых тоже должны быть минималистичным. Растения помогают смягчить геометрию стиля, приносят чувство комфорта и ощущение свежести.

Не стоит злоупотреблять яркоокрашенными или ярко цветущими растениями, стоит отдать предпочтение зеленовато-голубой гамме. Конечно же, это не означает, что красивоцветущим растениям закрыт доступ в минималистичный сад. Можно выбрать какой-то определенный цвет, который добавит акцент, но тогда все остальные растения должны быть выбраны в этой же цветовой гамме. Среди красивоцветущих и декоративно лиственных кустарников прекрасно впишутся в минималистичный сад такие растения, как рододендрон, форзиция, снежноягодник, спирея, калина Бульданеж.

Растения со сдержанной цветовой гаммой можно выбрать следующие: голубая или серебристая ель, туя, можжевельник, колонновидные яблоня и клен, плакучая береза, декоративная ива. Крупные деревья служат задним фоном сада. Средние, небольшие деревца и кустарники дополняют перепады рельефа или высаживаются в многоуровневых композициях.

Из цветущих многолетников подойдут любые декоративные злаки, хосты, папоротники, роджерсия, подсолнечник, осоки, бузульник, манжетки. Цветы предназначены для смягчения углов настилов и мощений.

Специальные отсыпки из гравия или камней помогут решить вопрос с вытаптыванием газонов. Так же для таких мест можно использовать почвопокровные растения, которые создают плотный ковер: различные мхи или низкорослые виды растений с мелкой листвой, живучки, моховидная камнеломка, подорожник Рубра, молодило, тимьян лимоннопахнущий.

В минимализме в ландшафтном дизайне часто можно встретить вертикальное озеленение. Для этих целей подойдут: девичий виноград, актинидия. Специальные конструкции для вьющихся растений не строятся, ветви пускаются по уже существующим постройкам.

Что касается цветников, то их желательно оформлять в одной цветовой гамме, подобрав для этого 2-3 сорта растений. И нельзя высаживать растения в беспорядке, вперемешку. В цветник лучше подбирать растения одного вида или с соцветиями схожего оттенка.

Дома в стиле минимализм

  1. Отличительные черты
  2. Отделочные материалы
  3. Проекты экстерьера
  4. Варианты интерьера
  5. Красивые примеры

Собственный дом – мечта многих. Нет ничего прекраснее, чем вечером, после рабочего дня, уютно устроиться на собственной террасе с чашкой чая и полюбоваться видом города или природы. Если вы только планируете строить свой дом и выбираете стилистику, то этот материал – для вас.

Отличительные черты

Самый популярный стиль сегодня как в строительстве, так и в интерьере – минимализм. Это современное направление, которое имеет несколько ярких отличий:

В загородном коттедже в стиле минимализм не должно быть лишних предметов – глаз должен «отдыхать», а голова «дышать». В таком интерьере действительно легко и приятно находиться, нет многообразия фактур, оттенков и мебели, давящего со всех сторон.

Минимализм – это, прежде всего, функциональность и организация. Каждая вещь – на своём месте, и всё личное спрятано от посторонних глаз.

Поэтому такой стиль не подойдёт для тех, кто привык видеть в интерьере разные милые мелочи, кто не обращает внимания на беспорядок и не беспокоится об этом.

Отделочные материалы

При строительстве дома в стиле минимализм используются разные материалы: кирпич, который затем оштукатуривается, декоративный камень для внешней отделки, вставки из дерева, много бетона, стекла, металла.

Архитектура в этом направлении заметна и необычно выглядит. Как правило, это низкие постройки с плоской или слегка покатой крышей. Внешняя форма дома может напоминать кубики конструктора с большими окнами.

Внутри такого дома интерьер тоже обычно выполняется в стиле минимализм. Для отделки комнат используются такие материалы:

Чтобы придать такому строгому и аскетичному интерьеру мягкость и уют, используются натуральные ткани: текстиль для окон, пледы, ковры.

Проекты экстерьера

Дома в лаконичном стиле могут быть и большими, и маленькими по квадратуре. Для стиля минимализм не имеет значения количество квадратных метров – его можно применить на любой площади. Традиционно современные дома строятся в 1-2 этажа, потому что так можно существенно сэкономить на материалах и строительстве, не теряя при этом в квадратуре. Одноэтажный дом может быть таким же по площади, как и двухэтажный, но при этом полезного пространства будет больше, а материалов уйдёт меньше.

Поэтому такой тип дома отлично подходит для дачного варианта.

Если нужно построить именно дачу, то лучше выбрать каркасный дом. Это бюджетный и быстрый вариант, при этом стиль постройки может быть любым. Для минимализма важно сочетание вертикальных и горизонтальных линий, классическая крыша – плоская, с возможностью постройки смотровой площадки или открытой террасы. Но никто не запрещает вам сделать обычную двускатную крышу, только выбирайте подходящие для минимализма материалы – не сайдинг, а более современные покрытия, например, гибкую черепицу.

Загородный дом, пригодный для круглогодичной жизни, должен быть более основательным. Он может быть построен из кирпича, моноблока, бруса. Кирпич и моноблок утепляются, оштукатуриваются в несколько слоёв. Так получается классический фасад в стиле минимализм. К штукатурке добавляется ещё декор из деревянных панелей – это модный акцент, который добавит дому тепла и уюта.

Ещё один плюс домов в стиле минимализм – большое количество окон, чтобы внутри дом был светлым. Панорамное остекление даёт также эффект большего пространства. Даже маленький дом с окнами в пол станет казаться внутри просторнее. Обычно такие окна делают при выходе на террасу, с той стороны дома, которая закрыта от посторонних глаз.

И это замечательное решение для тех, кто хочет много света и воздуха в своём жилище.

Деревянные дома или дома из бруса не совсем подходят под описание минимализма, дерево здесь встречается лишь как декор в экстерьере и интерьере. Но никто не запретит вам построить деревянный дом с чертами этого стиля: он должен быть лаконичным, правильной геометрической формы, со слегка покатой крышей (у домов из бруса никак не сделаешь плоскую крышу).

Ещё одна разновидность минимализма – скандинавский стиль строительства. Такие дома строятся из природных материалов: дерево, камень, стекло и пр. Этажность может быть любая, но чаще всего это небольшие 1-2-этажные дома из сосны, бука или берёзы. Фундамент делают из природного камня и довольно высокий. Окна – дерево и стеклопакеты, сберегающие тепло и энергию.

Скандинавский стиль строительства — это не просто эффектный внешний вид, но и функциональность, экономия ресурсов и экологичность.

Для строительства, как правило, используют брус или каркасную технологию, обшивку из узких горизонтальных или вертикальных плит. В таких домах крыша чаще всего не плоская, а традиционная скандинавская – крутая двускатная. Чердак – это обычно жилое помещение, и форма крыши позволяет не задерживаться на ней осадкам, а это значит, что её не нужно чистить самостоятельно.

Возможно, вам подойдет именно такой вариант минимализма.

Варианты интерьера

Дом в стиле минимализм внутри обычно тоже оформляется в аналогичном стиле. Для интерьера характерны следующие черты:

Что касается планировки внутри такого дома, то она может быть любой, главное, не «мельчить» с комнатами. Пусть лучше у вас будет 2 полноценные большие спальни, чем 3 маленьких, где негде развернуться, и где мало света и воздуха. Ремонт лучше делать в едином стиле во всех комнатах, включая ванные помещения и туалеты.

Так можно добиться единого пространства, где будет не только приятно находиться, но и легче дышать.

Не стоит в разные комнаты клеить разные обои, особенно ярких расцветок и с вычурными рельефными рисунками. Лучший вариант – белые гладкие обои под покраску, которые можно покрыть безопасной краской любого оттенка. Конечно, если вы не хотите красить стены, то можно выбрать классические обои, которые можно переклеивать раз в 5-7 лет. Но они должны отвечать некоторым требованиям.

Потолок лучше выбрать матовый, без точечных светильников и псевдохрусталя. Система освещения должна соответствовать стилю: лаконичные люстры, небольшие светильники на рейлингах. Торшеры, лампы и светильники лучше подбирать из одной коллекции.

На первый взгляд интерьер в стиле минимализм может показаться «холодным» и безликим. Смягчить его и внести уют помогут ковры, хороший текстиль (шторы на окнах, пледы, подушки).

Мебель может быть сделана из дерева тёплых оттенков, но не венге и не рыжих тонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *